Научное отражение № 3 (17)_2019

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ
CONTENT ASPECT OF FORMATION OF CULTURE OF A HEALTHY WAY OF LIFE OF PRESCHOOL CHILDREN

Ключевые слова: формирование культуры ЗОЖ у дошкольников; содержание работы по формированию ЗОЖ; направления работы по формированию ЗОЖ.
Keywords: creating a culture of healthy lifestyles in preschool children; content of work on formation of healthy lifestyle; directions for the formation of a healthy lifestyle.

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Рассмотрены основные направления и содержание работы по формированию культуры ЗОЖ у дошкольников.
Abstract. The article is devoted to the problem of formation of healthy lifestyle culture in preschool children. The main directions and content of work on the formation of healthy lifestyle culture in preschoolers are considered.

Аникина Оксана Александровна, воспитатель.
Адрес: Детский сад № 184 «Жигулёнок» АНО ДО «Планета детства «Лада», 445039, Россия, г. Тольятти, ул. Ворошилова, 61.
E-mail: Ksuha74_2010@mail.ru

Anikina Oksana Aleksandrovna, educator.
Address: Kindergarten № 184 "Zhigulenok" of "Planet of childhood "Lada", 445039, Russia, Togliatti, Voroshilov street, 61.
E-mail: Ksuha74_2010@mail.ru

Улитина Ирина Михайловна, воспитатель.
Адрес: Детский сад № 184 «Жигулёнок» АНО ДО «Планета детства «Лада», 445039, Россия, г. Тольятти, ул. Ворошилова, 61.
E-mail: Irino4ka_8002@mail.ru

Ulitina Irina Mikhailovna, educator.
Address: Kindergarten № 184 "Zhigulenok" of "Planet of childhood "Lada", 445039, Russia, Togliatti, Voroshilov street, 61.
E-mail: Irino4ka_8002@mail.ru

Бауэр Елена Ивановна, воспитатель.
Адрес: Детский сад № 184 «Жигулёнок» АНО ДО «Планета детства «Лада», 445039, Россия, г. Тольятти, ул. Ворошилова, 61.|
E-mail: baueleiva@gmail.ru

Bauer Elena Ivanovna, educator.
Address: Kindergarten № 184 "Zhigulenok" of "Planet of childhood "Lada", 445039, Russia, Togliatti, Voroshilov street, 61.
E-mail: baueleiva@gmail.ru

Кузякова Светлана Юрьевна, воспитатель.
Адрес: Детский сад № 184 «Жигулёнок» АНО ДО «Планета детства «Лада», 445039, Россия, г. Тольятти, ул. Ворошилова, 61.
E-mail: Svetlana.kuzyakova@yandex.ru

Kuzyakova Svetlana Yurievna, educator.
Address: Kindergarten № 184 "Zhigulenok" of "Planet of childhood "Lada", 445039, Russia, Togliatti, Voroshilov street, 61.
E-mail: Svetlana.kuzyakova@yandex.ru

 

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДПОСЫЛОК ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ON BUILDING THE PREREQUISITES FOR READING LITERACY IN PRE-SCHOOL CHILDREN

Ключевые слова: читательская грамотность; предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного); анализ произведения художественной литературы.
Keywords: reading literacy; prerequisites of value-sense perception and understanding of works of art (verbal); analysis of works of fiction.

Аннотация. В статье рассмотрены подходы к формированию предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста в процессе восприятия художественной литературы и фольклора. Во-первых, описан алгоритм работы с произведением художественной литературы как способ формирования предпосылок читательской грамотности у дошкольников. Во-вторых, сформулированы основные требования к анализу литературных произведений педагога совместно с детьми. Также в статье представлены общие рекомендации по проведению беседы с детьми по прочитанному произведению художественной литературы.
Abstract. The article considers approaches to the formation of prerequisites for reading literacy in children of pre-school age in the process of perception of fiction and folklore. First, the algorithm of working with the work of fiction is described as a way of forming the prerequisites of reading literacy in pre-school children. Secondly, the main requirements for analysis of literary works of the teacher together with children are formulated. The article also provides general recommendations for talking to children about the read work of fiction.

Анфисова Светлана Евгеньевна, старший преподаватель кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология».
Адрес: ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», 445020, Россия, г. Тольятти, ул. Белорусская, 14.
E-mail: Sanfisova@yandex.ru

Anfisova Svetlana Yevgenyevna, senior lecturer of the Chair of Pre-school Pedagogics, Applied Psychology.
Address: Togliatti State University, 445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya st., 14.
E-mail: Sanfisova@yandex.ru

Надежкина Ирина Анатольевна, заместитель директора.
Адрес: Структурное подразделение МБОУ «Школа № 26» детский сад «Тополёк», 445021, Россия, г. Тольятти, ул. Жилина, 52.
E-mail: school26@edu.tgl.ru

Nadezhkina Irina Anatolievna, Deputy Director.
Address: Structural unit of Municipal budgetary educational institution "School № 26" the kindergarten "Poplar", 445021, Russia, Togliatti, Zhylina st., 52.
E-mail: school26@edu.tgl.ru

 

РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
DEVELOPMENT OF NATIONAL CULTURE IN CHILDREN OF SENIOR SCHOOL AGE

Ключевые слова: национальная культура; развитие национальной культуры; дети старшего школьного возраста; художественный текст.
Keywords: тational culture; development of national culture; children of high school age; artistic text.

Аннотация. В данной статье автор предлагает осуществлять развитие национальной культуры (моральных, эмоциональных, духовно-нравственных, материально-ценностных и национальных компонентов) у детей старшего школьного возраста посредством подобранных художественных текстов, содержащих национально-культурную специфику, включенных в программу литературной направленности, разработанную с учётом возрастных возможностей детей 15–17 лет и реализованную в три этапа.
Abstract. In this article, the author proposes to develop a national culture (moral, emotional, spiritual-moral, material-value and national components) in children of older school age by means of selected artistic texts containing national-cultural specifics, included in the program of literary orientation, developed taking into account the age capabilities of children of 15-17 years and implemented in three stages.

Клочкова Галина Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии.
Адрес: Тольяттинский государственный университет, 445020, Россия, г. Тольятти, ул. Белорусская, 14.
E-mail: gal.klochkowa@yandex.ru

Klochkova Galina Mikhailovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of child-centred pedagogy and psychology.
Address: Togliatti State University, 445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya Street, 14.
E-mail: gal.klochkowa@yandex.ru

 

«КОНСТРУКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО» – КУЛЬТУРНАЯ ПРАКТИКА РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
CULTURAL PRACTICE OF EARLY PROFORIENTATION "STRUCTURAL CREATIVITY" IN THE EDUCATIONAL EDUCATIONAL PROCESS

Ключевые слова: культурная практика; конструирование; дизайн-студия.
Keywords: cultural practice; design; design studio.

Аннотация. В статье дается характеристика культурной практики ранней профориентации «Конструктивное творчество»: определение, классификация, перечень профессий, реализуемые в культурной практике ранней профориентации «Конструктивное творчество».
Abstract. The article describes the cultural practice of early vocational guidance "Constructive creativity": definition, classification, list of professions implemented in the cultural practice of early vocational guidance "Constructive creativity".

Сидякина Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент.
Адрес: Тольяттинский государственный университет, 445020, Россия, Самарская обл., г. Тольятти, ул. Белорусская, 14.
E-mail: lk2890@mail.ru

Sidyakina Elena Anatol'yevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor.
Address: Togliatti State University, 445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya st., 14.
E-mail: lk2890@mail.ru

Лапина Наталья Геннадьевна, заведующий.
Адрес: МБУ детский сад № 76 «Куколка», 445017, Самарская область, г. Тольятти, ул. Победы, 76.
E-mail: Chgard76@edu.tgl.ru

Lapina Natalia Gennadievna, Head.
Address: Kindergarten 76 "Pupa" Tolyatti, 445017, Samara Region, Togliatti, Pobedy St., 76.
E-mail: Chgard76@edu.tgl.ru

Лысакова Инна Степановна, заместитель заведующего.
Адрес: МБУ детский сад № 76 «Куколка», 445017, Самарская область, г. Тольятти, ул. Победы, 76.
E-mail: Chgard76@edu.tgl.ru

Lysakova Inna Stepanovna, deputy head.
Address: Kindergarten 76 "Pupa" Tolyatti, 445017, Samara Region, Togliatti, Pobedy St., 76.
E-mail: Chgard76@edu.tgl.ru

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
FORMATION OF SPATIAL REPRESENTATIONS IN PRESCHOOL CHILDREN IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Ключевые слова: пространственное представление; пространственные отношения; пространственная ориентировка; конструктивная деятельность; Lego-конструкторы.
Keywords: spatial representation; spatial relations; spatial orientation; constructive activity; Lego-constructors.

Аннотация. Важной стороной умственного воспитания и развития у детей дошкольного возраста является формирование у них пространственных представлений. В пространственное представление входят знания о пространственных отношениях: форме, величине объекта, положении. Среди различных пространственных отношений особое место занимают отношения между предметами. Формирование пространственных представлений у детей эффективнее всего развивается именно в творческой деятельности, поэтому Lego-конструктор необходимо включить в конструктивную деятельность детей, способствующую формированию пространственных представлений.
Abstract. An important aspect of mental education and development in preschool children is the formation of their spatial representations. Spatial representation includes knowledge of spatial relationships: shape, size of the object, position. Among the various spatial relationships occupy a special place relations between objects. The formation of spatial representations in children is most effectively developed in creative activity, so Lego-designer should be included in the constructive activities of children, contributing to the formation of spatial representations.

Ценёва Марина Анатольевна, старший преподаватель кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология».
Адрес: Тольяттинский государственный университет, 445020, Россия, Самарская область, г. Тольятти, улица Белорусская, 14.
E-mail: marina.tseneva@yandex.ru

Tseneva Marina Anatolievna, senior lecturer of the Department of Preschool pedagogy, applied psychology.
Address: Togliatti state University, 445020, Russia, Samara region, Tolyatti, Belorusskaya St., 14.
E-mail: marina.tseneva@yandex.ru

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
FORMATION OF COGNITIVE AUTONOMY IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN BY PROCESS OF EXPERIMENTAL-GAME ACTIVITY

Ключевые слова: познавательная самостоятельность; интегрированная деятельность; экспериментально-игровая деятельность; экспериментальная лаборатория; интегрированная форма образовательной работы с детьми.
Keywords: informative independence; integrated activity; game experimenting; experimental and game activity the childhood; experimental laboratory; integrated form of educational work with children.

Аннотация. В статье обоснована необходимость формирования познавательной самостоятельности детей старшего дошкольного возраста как актуальной задачи современного «развитого детства». Автор в поисках эффективных средств ее решения анализирует специфику игровой деятельности и экспериментальной деятельности детей, осмысливает возможности их педагогической интеграции. В статье охарактеризованы особенности структуры, этапов и педагогического инструментария экспериментально-игровой деятельности детей и экспериментальной лаборатории как интегрированной формы образовательной работы с детьми. Автор представляет компоненты познавательной самостоятельности детей старшего дошкольного возраста, способы и средства их формирования в процессе экспериментально-игровой деятельности.
Abstract. The article justifies the need to form cognitive autonomy of children of older pre-school age as a pressing task of modern "developed childhood." The author, in search of effective means of solving it, analyzes the specifics of playing and experimental activities of children, contemplates the possibilities of their pedagogical integration. The article describes the peculiarities of structure, stages and pedagogical tools of experimental and playing activities of children and experimental laboratory as an integrated form of educational work with children. The author presents the components of cognitive autonomy of children of older pre-school age, methods and means of their formation in the process of experimental-game activity.

Щетинина Валентина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология».
Адрес: Тольяттинский государственный университет, 445020, Россия, Самарская область, г. Тольятти, ул. Белорусская, 14.
E-mail: v.v.kn@mail.ru

Shchetinina Valentina Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, assistant professor of the Department of Preschool Pedagogy and Psychology.
Address: Togliatti State University, 445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya St., 14.
E-mail: v.v.kn@mail.ru

 

СУБЪЕКТНОСТЬ КАК ИНТЕГРАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
SUBJECTITY AS AN INTEGRAL QUALITY OF STUDENT PERSONALITY

Ключевые слова: субъектность; личность; рефлексивность; автономность; ответственность; самореализация; адаптация.
Keywords: subjectivity; personality; reflexivity; autonomy; responsibility; self-realization; adaptation.

Аннотация. В статье рассмотрены результаты теоретического анализа проблемы субъектности и ее взаимосвязи с особенностями личности студента.
Abstract. The article considers the results of a theoretical analysis of the subjectivity problem and its relationship with the personality characteristics of the student.

Некрасова Екатерина Владимировна, кандидат психологических наук, доцент.
Адрес: Тольяттинский государственный университет, 445020, Россия, г. Тольятти, ул. Белорусская, 14.
E-mail: Ekaterina0782@mail.ru

Nekrasova Ekaterina Vladimirovna, candidate of psychological sciences, assistant professor.
Address: Togliatti State University, 445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya Street, 14.
E-mail: Ekaterina0782@mail.ru

 

ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
VIRTUAL EXCURSIONS AS A MEANS OF SOCIALIZATION OF PRESCHOOLERS WITH MENTAL RETARDATION

Ключевые слова: виртуальные экскурсии; социализация; задержка психического развития; дошкольники.
Keywords:  virtual excursions; socialization; mental retardation; preschoolers.

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме социализации детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. В статье представлен опыт использования виртуальных экскурсий как средства социализации дошкольников с задержкой психического развития.
Abstract. This article is devoted to the socialization of preschoolers with mental retardation. The article presents the experience of using virtual excursions as a means of socialization of preschool children with mental retardation.

Плотникова Татьяна Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент.
Адрес: Тольяттинский государственный университет, Россия, г. Тольятти, ул. Фрунзе, 2Г.
E-mail: mysina83@mail.ru

Plotnykova Tatiana Urievna, candidate of psychological sciences, associate professor.
Address: Togliatti State University, Russia, Togliatti, Frunze Street, 2G.
E-mail: mysina83@mail.ru

 

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
FEATURES OF VALUABLE ORIENTATIONS OF MILITARY SERVANTS

Ключевые слова: ценностные ориентации; военнослужащий; адаптационный потенциал; медико-психологическое сопровождение.
Keywords: value orientations, soldier, adaptive capacity, medical and psychological support.

Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей ценностных ориентаций военнослужащих по призыву с различным уровнем адаптационных способностей. Обследовано 142 военнослужащих по призыву на начальном этапе военно-профессиональной адаптации и спустя 7–10 месяцев службы. Военнослужащие разделены на две группы: с «высоким и средним», и с «низким» уровнем адаптационных способностей. Выявленные особенности в уровне терминальных и инструментальных ценностей, а также динамика их изменения в группах обследованных повысит уровень эффективности медико-психологического сопровождения военнослужащих по призыву.
Abstract. The article is devoted to the study of the characteristics of the value orientations of conscripts with various levels of adaptive abilities.142 conscripts were examined at the initial stage of military-professional adaptation and after 7-10 months of service. The servicemen are divided into two groups: “high and medium”, and “low” level of adaptation abilities. The revealed features in the level of terminal and instrumental values, as well as the dynamics of their changes in the groups of patients examined, will increase the level of efficiency of medical and psychological support of conscripts.

Серова Юлия Сергеевна, научный сотрудник НИО (медико-психологического сопровождения).
Адрес: Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, 194044, г. Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, 6.
E-mail: serovayulchick@yandex.ru

Serova Julia Sergeevna, Researcher of Scientific Research Institute (medical and psychological support).
Address: Military Medical Academy, 194044, St. Petersburg, Academician Lebedev st., 6.
E-mail: serovayulchick@yandex.ru

 

ТРУДОВАЯ ЗАНЯТОСТЬ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
LABOR EMPLOYMENT OF PERSONS WITH LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES

Ключевые слова: занятость инвалидов; незанятость людей с ограниченными возможностями здоровья; рациональное трудоустройство; дезадаптация инвалидов; инклюзивная занятость.
Keywords: employment of disabled people; unemployment of people with disabilities; rational employment; disadaptation of disabled people; inclusive employment.

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема занятости инвалидов. Раскрыто понятие «занятости». Рассмотрена классификация видов адаптивных ситуаций среди занятых и трудоустраивающихся инвалидов. Выделены основные мотивы, побуждающие лиц с ограниченными возможностями к трудовой деятельности. Представлен ряд факторов, снижающих социальную активность инвалидов на рынке труда.
Abstract. This article deals with the problem of employment of disabled people. The concept of «employment» is revealed. The classification of types of adaptive situations among employed and employed persons with disabilities is considered. The main motives that encourage persons with disabilities to work are highlighted. A number of factors reducing the social activity of disabled people in the labor market are presented.

Рылов Дмитрий Алексеевич, магистрант кафедры «Социология и политология».
Адрес: Пермский национальный исследовательский университет, 614990, Россия, г. Пермь, Комсомольский проспект, д. 29.
E-mail: rylov5991@mail.ru

Rylov Dmitry Alekseevich, graduate student of department Sociology and political science.
Address: Perm National Research University, 614990, Russia, Perm, Komsomolsky Prospect, 29.
E-mail: rylov5991@mail.ru

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ МОЛОДЕЖИ ИЗ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: ОЦЕНКА МОТИВАЦИИ ВЫБОРА РОССИЙСКОГО ВУЗА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ
EDUCATIONAL MIGRATION OF YOUTH FROM THE CENTRAL ASIA: EVALUATION OF MOTIVATION OF CHOICE OF THE RUSSIAN UNIVERSITY FOR EDUCATION

Ключевые слова:  вузы; образовательная миграция; soft power.
Keywords: universities; educational migration; soft power.

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема выбора университета иностранными студентами из Центральной Азии в рамках образовательной миграции. Работа базируется на результатах опроса иностранных выпускников Уральского федерального университета.
Abstract. This article discusses the problem of choosing a university by foreign students from Central Asia as part of educational migration. The work is based on a survey of foreign graduates of the Ural Federal University.

Юферева Анастасия Сергеевна, ассистент.
Адрес: Уральский федеральный университет, 620002, Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира,19.
E-mail: Nesty16@mail.ru

Yufereva Anastasia Sergeevna, assistant.
Address: Ural Federal University, 620002, Russia, Yekaterinburg, Mira Street, 19.
E-mail: Nesty16@mail.ru

Кухаренко Юлия Сергеевна, студент.
Адрес: Уральский федеральный университет, 620002, Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира,19.
E-mail: kuharenko0151@gmail.com

Kukharenko Yulia Sergeevna, student.
Address: Ural Federal University, 620002, Russia, Yekaterinburg, Mira Street, 19.
Email: kuharenko0151@gmail.com

Баклагина Дарья Игоревна, студент.
Адрес: Уральский федеральный университет, 620002, Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира,19.
E-mail: dasha_baklagina@mail.ru

Baklagina Daria Igorevna, student.
Address: Ural Federal University, 620002, Russia, Yekaterinburg, Mira Street, 19.
E-mail: dasha_baklagina@mail.ru

 

 

 

Image: