Научное отражение № 1 (11)_2018

 

 

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВИДОВ ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ АНАЛИЗА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
THE DEVELOPMENT OF SOCIAL AND EMOTIONAL TYPES OF INTELLIGENCE OF PRE-SCHOOL CHILDREN IN THE PROCESS OF ANALYZING WORKS OF FICTION

Ключевые слова: эмоциональный и социальный виды интеллекта; воспитательный потенциал детской художественной литературы; восприятие произведения художественной литературы; анализ произведения художественной литературы; социально-эмоциональная ситуация взаимодействия между героями произведения художественной литературы; нравственные качества; этические категории; нравственные понятия; вербальная коммуникация.
Keywords: emotional and social intelligence types; the educational potential of children's fiction; perception of a work of fiction; analysis of works of fiction; socio-emotional situation of the interaction between the characters of works of fiction; moral qualities; ethical categories; moral concepts; verbal communication.

Аннотация. В статье рассмотрены специфические особенности развития эмоционального и социального видов интеллекта дошкольников; основные целеполагающие моменты анализа произведения художественной литературы; основные этапы анализа социально-эмоциональной ситуации взаимодействия между героями произведения художественной литературы.
Также в статье рассмотрен методически правильно организованный в ходе вербальной коммуникации анализ социально-эмоциональной ситуации, отраженной в произведении художественной литературы, способствующий развитию у дошкольников эмоционального и социального видов интеллекта.

Abstract. In the article discusses the specifics of development of emotional and social intelligence types of pre-school children; basic goal-setting moments analysis of works of fiction; the basic stages of analysis of socio-emotional situation of the interaction between the characters of works of fiction.
Also in the article considered methodologically properly organized during verbal communication analysis of socio-emotional situation, reflected in a work of fiction, contributing to the development of pre-school children emotional and social types of intelligence

Анфисова Светлана Евгеньевна, старший преподаватель кафедры "Дошкольная педагогика и психология".
Адрес: Тольяттинский государственный университет, 445020, Россия, г. Тольятти, ул. Белорусская, 14.
E-mail: Sanfisova@yandex.ru

Anfisova Svetlana Yеvgenievna., senior lecturer.
Address: Togliatti State University, 445020, Russia, Togliatti, Beljrusskaya street, 14.
E-mail: Sanfisova@yandex.ru

Андриянова Наталья Ивановна, воспитатель.
Адрес: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа № 26», структурное подразделение детский сад «Тополёк», 445021, Россия, Самарская область, г.Тольятти, ул. Баныкина, 12.
E-mail: Sanfisova@yandex.ru

Andriyanova Natalia Ivanovna, educator.
Address: Municipal budget educational institution "School № 26", a structural unit of the Kindergarten "Poplar", 445021, Russia, Samara region, Tolyatti, Banykin street, 12.
E-mail: Sanfisova@yandex.ru

Сидоренкова Марина Александровна, воспитатель.
Адрес: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа № 26», структурное подразделение детский сад «Тополёк», 445021, Россия, Самарская область, г.Тольятти, ул. Баныкина, 12.
E-mail: Sanfisova@yandex.ru

Sidorenkova Marina Aleksandrovna, educator.
Address: Municipal budget educational institution "School № 26", a structural unit of the Kindergarten "Poplar", 445021, Russia, Samara region, Tolyatti, Banykin street, 12.
E-mail: Sanfisova@yandex.ru

 

ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНОФОНОВ В СРЕДЕ ДОМИНИРУЮЩЕЙ РУССКОЯЗЫЧНОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
POSSIBILITY OF SOCIALIZATION OF CHILDREN A FOREIGN LANGUAGE IN THE ENVIRONMENT THE DOMINANT CULTURE OF RUSSIAN-SPEAKING IN THE PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Ключевые слова: социализация; дети-инофоны; доминирующая русскоязычная культура; социальная и культурная адаптация; полиэтническая образовательная среда.
Keywords: socialization; children-inofony (children a foreign language); the dominant Russian-speaking culture; social and cultural adaptation; a polyethnic educational environment.

Аннотация. В статье рассмотрено содержание инновационного образовательного проекта «Социализация детей-инофонов дошкольного возраста в среде доминирующей русскоязычной культуры в условиях дошкольной образовательной организации», реализуемого на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Школа № 26», структурного подразделения детского сада «Тополёк», г. Тольятти.
Abstract. In the article discusses the contents of innovative educational projects «Socialization of children a foreign language of pre-school age in the environment the dominant culture of russian-speaking in the preschool educational organization», implemented on the basis of municipal budgetary institution "School № 26", a structural unit of the kindergarten "Poplar", Togliatti.

Анфисова Светлана Евгеньевна, старший преподаватель кафедры «Дошкольная педагогика и психология».
Адрес: Тольяттинский государственный университет, 445020, Россия, г. Тольятти, ул. Белорусская, 14.
E-mail: Sanfisova@yandex.ru

Anfisova Svetlana Yеvgenievna, senior lecturer.
Address: Togliatti State University, 445020, Russia, Togliatti, Beljrusskaya street, 14.
E-mail: Sanfisova@yandex.ru

Надежкина Ирина Анатольевна, заместитель директора
Адрес: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа № 26», структурное подразделение детский сад «Тополёк», 445021, Россия, Самарская область, г.Тольятти, ул. Баныкина, 12.
E-mail: school26@edu.tgl.ru

Nadezhkina Irina Anatolievna, Deputy Director.
Address: Municipal budget educational institution "School № 26", a structural unit of the Kindergarten "Poplar", 445021, Russia, Samara region, Tolyatti, Banykin street, 12.
E-mail: school26@edu.tgl.ru

 

КЕЙС-МЕТОД КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
THE CASE STUDY METHOD AS A WAY OF FORMATION OF COMMUNICATIVE SKILLS AND DEVELOPMENT OF CREATIVE POTENTIAL OF FUTURE TEACHERS

Ключевые слова: коммуникативные умения; творческий потенциал; кейс-метод; будущий педагог; кейс-ситуация; этапы проведения кейс-метода.
Keywords: communication skills; creativity; case study; future teacher; case situation; the stages of the case method.

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос развития коммуникативных умений и творческого потенциала у будущих педагогов. Особое внимание уделяется популярному методу интерактивного обучения – кейс-методу. На примере проведения кейс-метода рассматриваются возможности его использования для формирования коммуникативных умений и творческого потенциала студентов.
Abstract. This article discusses the development of communicative skills and creative potential of future teachers. Particular attention is paid to the popular method of interactive learning, case-method. On the example of carrying out case-method the possibilities of its use for formation of communicative abilities and creative potential of students are considered.

Ахметсагирова Людмила Владимировна, магистрант.
Адрес: Тольяттинский государственный университет, 445020, Россия, г. Тольятти, ул. Белорусская, 14.
E-mail: lucy_tlt@mail.ru

Akhmetsagirova Liudmila Vladimirovna, graduate student.
Address: Togliatti State University, 445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya Street, 14.
E-mail:  lucy_tlt@mail.ru

Аткочюнене Екатерина Сергеевна,  магистрант.
Адрес: Тольяттинский государственный университет, 445020, Россия, г. Тольятти, ул. Белорусская, 14.
E-mail: atkochyunene@mail.ru

Atkochunene Ekaterina Sergeevna, graduate student.
Address: Togliatti State University, 445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya Street, 14.
E-mail: atkochyunene@mail.ru

 

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СРЕДСТВ МУЛЬТИМЕДИА ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ КУРСАХ
ON THE USE OF MULTIMEDIA FOR TEACHING PHYSICS AT THE PREPARATORY COURSES

Ключевые слова: ЕГЭ; физика; подготовительные курсы; уровень усвоения знаний; средства мультимедиа; мультимедийные технологии.
Keywords: exam; physics; preparatory courses; level of mastering knowledge; multimedia; multimedia technologies.

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы подготовки слушателей подготовительных курсов к единому государственному экзамену по физике и дальнейшему обучению в вузе. Акцентируется внимание на возможностях и проблемах применения мультимедийных технологий обучения в образовательном процессе подготовительных курсов по физике.
Abstract. The article deals with the problems of training of students of preparatory courses for the unified state exam in physics and further education in high school. The article focuses on the possibilities and problems of multimedia learning technologies application in the educational process of preparatory courses in physics.

Довженко Ольга Александровна, магистрант.
Адрес: Тольяттинский государственный университет, 445020, Россия, г. Тольятти, ул. Белорусская, 14.
E-mail: oadov@mail.ru

Dovzgenko Olga Alexandrovna, graduate student.
Address: Togliatti State University, 445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya Street, 14.
E-mail: oadov@mail.ru

 

ТВОРЧЕСКАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
CREATIVE COMPONENT IN THE TRAINING OF STUDENT TEACHER EDUCATION AT THE UNIVERSITY

Ключевые слова: творческое развитие личности; творческий потенциал студента; интеллектуальные качества студента.
Keywords:
creative development of personality; creative potential of the student; intellectual qualities of the student.

Аннотация. В данной статье рассмотрена творческая и развивающая направленность обучения магистров педагогического образования в процессе изучения курса «Инновационные процессы в образовании».
Abstract. In this article the creative and developing orientation of training of masters of pedagogical education in process of studying of a course "Innovative processes in education" is considered».

Клочкова Галина Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии.
Адрес: Тольяттинский государственный университет, 445020, Россия, г. Тольятти, ул. Белорусская, 14.
E-mail: gal.klochkowa@yandex.ru

Klochkova Galina Mikhailovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of child-centred pedagogy and psychology.
Address: Togliatti State University, 445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya Street, 14.
E-mail: gal.klochkowa@yandex.ru

 

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6–7 ЛЕТ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОСРЕДСТОМ ПРИРОДНОГО ЗАПОВЕДНИКА
FORMING CHILDREN OF 6–7 YEARS OF ECOLOGICAL AND ECONOMIC REPRESENTATIONS WITH THE MEDIATION OF THE NATURAL RESERVE

Ключевые слова: родной край; природный заповедник; эколого-экономическое образование дошкольников.
Keywords: native land; nature reserve; ecological and economic education of preschool children.

Аннотация. В статье приводятся результаты экспериментального исследования по формированию у детей старшего дошкольного возраста эколого-экономических представлений посредством природного заповедника в условиях внедрения ФГОС ДО.
Abstract. The article presents the results of an experimental study on the formation of ecological and economic representations in children of older preschool age through a natural reserve in the context of the introduction of the Federal state educational standard of preschool education.

Сидякина Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Дошкольная педагогика и психология».
Адрес: Тольяттинский государственный университет, 445020, Россия, Самарская обл., г. Тольятти, ул. Белорусская, 14.
E-mail: lk2890@mail.ru

Sidyakina Elena Anatol'yevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor of Chair Preschool Pedagogy and Psychology.
Address: Togliatti State University, 445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya st., 14.
E-mail: lk2890@mail.ru

Диянова Марина Александровна, заведующий.
Адрес: МБУ детский сад № 51 «Чиполлино» г.о. Тольятти, 445017, Самарская область, г. Тольятти, ул. Победы, 64.
E-mail: chgard51@edu.tgl.ru

Diyanova Marina Alexandrovna, Head.
Address: Kindergarten № 51 "Chipollino" Togliatti, 445017, Samara region, Togliatti, St. Victory, 64.
E-mail: chgard51@edu.tgl.ru

 

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6–7 ЛЕТ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА
FORMING CHILDREN OF 6–7 YEARS OF ECOLOGICAL AND ECONOMIC REPRESENTATIONS IN THE PROCESS OF PERCEPTION OF ARTISTIC LITERATURE AND FOLKLORE

Ключевые слова: родной край; восприятие художественной литературы и фольклора; эколого-экономическое образование дошкольников.
Keywords: native land; the perception of fiction and folklore; the ecological and economic education of preschoolers.

Аннотация. В статье приводятся результаты экспериментального исследования по формированию у детей старшего дошкольного возраста эколого-экономических представлений в процессе восприятия художественной литературы и фольклора в условиях внедрения ФГОС ДО.
Abstract. The article presents the results of an experimental study on the formation of ecological and economic representations in children of older preschool age in the process of perception of fiction and folklore in the context of the introduction of Federal state educational standard of preschool education.

Сидякина Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Дошкольная педагогика и психология».
Адрес: Тольяттинский государственный университет, 445020, Россия, Самарская обл., г. Тольятти, ул. Белорусская, 14.
E-mail: lk2890@mail.ru

Sidyakina Elena Anatol'yevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor of Chair Preschool Pedagogy and Psychology.
Address: Togliatti State University, 445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya st., 14.
E-mail: lk2890@mail.ru

Лифанова Татьяна Васильевна, заведующий.
Адрес: МБУ детский сад № 48 «Дружная семейка» г.о. Тольятти, 445019, Самарская область, г. Тольятти, ул. Горького, 56.
E-mail: chgard48@edu.tgl.ru

Lifanova Tatyana Vasilievna, head.
Address: Kindergarten № 48 "Friendly family" of Togliatti, 445019, Samara region, Togliatti, Gorky str., 56.
E-mail: chgard48@edu.tgl.ru

 

ТРУДОВАЯ АКЦИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6–7 ЛЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
LABOR ACTION AS A MEANS OF FORMING IN ECONOMIC REPRESENTATIONS IN CHILDREN 6–7 YEARS

Ключевые слова: трудовая акция; формирование экологических представлений дошкольников; экологическое образование дошкольников.
Keywords: labor action; the formation of environmental perceptions of preschool children; environmental education of preschool children.

Аннотация. В статье приводятся результаты экспериментального исследования по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений посредством трудовой акции в условиях внедрения ФГОС ДО.
Abstract. The article presents the results of an experimental study on the formation of ecological prescriptions in children of senior preschool age through labor action in the context of the introduction of Federal state educational standard of preschool education.

Сидякина Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Дошкольная педагогика и психология».
Адрес: Тольяттинский государственный университет, 445020, Россия, Самарская обл., г. Тольятти, ул. Белорусская, 14.
E-mail: lk2890@mail.ru

Sidyakina Elena Anatol'yevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor of Chair Preschool Pedagogy and Psychology.
Address: Togliatti State University, 445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya st., 14.
E-mail: lk2890@mail.ru

Полищук Ольга Александровна, методист.
Адрес: МАОУ детский сад № 210 «Ладушки» г.о. Тольятти, 445044, Россия, Самарская область, г. Тольятти, ул. Ворошилова, 13.
E-mail: p.o.a.70@mail.ru

Polishchuk Olga Alexandrovna, methodist.
Address: Kindergarten № 210 "Ladushki" Togliatti, 445044, Russia, Samara region, Togliatti, Voroshilov str., 13.
E-mail: p.o.a.70@mail.ru

 

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
FORMATION OF ARTISTIC AND CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS THROUGH APPLIED AND DECORATIVE ARTS

Ключевые слова: системный подход; деятельностный подход; творческая направленность; мотивационная сфера; творческие возможности.
Keywords: system approach; activity approach; creative orientation; motivational sphere; creative opportunities.

Аннотация. Статья содержи описание и обоснование необходимости проектирования системы подготовки будущих специалистов, способствующей формированию художественно-творческих способностей студентов посредством декоративно-прикладного искусства.
Abstract. The article contains a description and justification of the need to design a system of training future professionals, contributing to the formation of artistic and creative abilities of students through arts and crafts.

Ценёва Марина Анатольевна, старший преподаватель кафедры «Дошкольная педагогика и психология».
Адрес: Тольяттинский государственный университет, 445020, Россия, Самарская область, г. Тольятти, ул. Белорусская, 14.
E-mail: marina.tseneva@yandex.ru

Tseneva Marina Anatolievna, senior lecturer of the Department of Preschool pedagogy and psychology.
Address: Togliatti state University, 445020, Russia, Samara region, Tolyatti, Belorusskaya St., 14.
E-mail: marina.tseneva@yandex.ru

 

НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДЕТСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
DIRECTIONS FOR REMEDIAL WORK TO OVERCOME CHILD ANXIETY

Ключевые слова: детская тревожность; тревога у детей; причины тревожности; характеристика старшего дошкольного возраста; психоэмоциональное развитие дошкольника; направления коррекционной работы.
Keywords: children's anxiety; anxiety in children; causes of anxiety; characteristics of older preschool age; psycho emotional development of preschool children; directions of corrective work.

Аннотация. Статья посвящена анализу основных подходов к проблеме тревожности в отечественных и зарубежных исследованиях. Особое внимание уделено рассмотрению основных причин возникновения тревожности как свойства личности. Представлены результаты эмпирического исследования тревожности в старшем дошкольном возрасте.
Abstract. The article is devoted to the analysis of the main approaches to the problem of anxiety in domestic and foreign studies. Particular attention is paid to the consideration of the main causes of the onset of anxiety as a property of the individual. The results of an empirical study of anxiety in the senior preschool age are presented.

Акулова Татьяна Николаевна, кандидат психологических наук, доцент.
Адрес: Балашовский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», 412300, Россия, г. Балашов, ул. К. Маркса, 29.
E-mail: mail@bfsgu.ru

Akulova Tatyana Nikolaevna, candidate of psychological Sciences, associate Professor.
Address: Balashov Institute (branch) of Saratov national research State University named after N.G. Chernyshevsky, 412300, Russia, Balashov, K. Marx str., 29.
E-mail: mail@bfsgu.ru

Соколова Дарья Александровна, студент 4-го курса профиля подготовки  «Психология и педагогика дошкольная».
Адрес: Балашовский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», 412300, Россия, г. Балашов, ул. К. Маркса, 29.
E-mail: sokolova.dasa2016@yandex.ru

Sokolova Darya Alexandrovna, student of 4-th course of specialization "Psychology and pedagogy of preschool".
Address: Balashov Institute (branch) of Saratov national research State University named after N.G. Chernyshevsky, 412300, Russia, Balashov, K. Marx str., 29.
E-mail: sokolova.dasa2016@yandex.ru

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ И ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ
THE RELATIONSHIP OF PERSONAL QUALITIES AND MEANINGFULNESS OF LIFE IN ADOLESCENTS

Ключевые слова: эмоции; личностные качества; осмысленность жизни; экзистенциальность; ответственность; смелость; самоконтроль.
Keywords: emotions; personality qualities; intelligentness of life; existential; responsibility; boldness; self-control.

Аннотация. В статье рассмотрены результаты эмпирического исследования взаимосвязи личностных качеств и осмысленности жизни подростков.
Abstract. The article deals with the results of an empirical study of the relationship between personal qualities and meaningful life of adolescents.

Некрасова Екатерина Владимировна, кандидат психологических наук, доцент.
Адрес: Тольяттинский государственный университет, 445020, Россия, г. Тольятти, ул. Белорусская, 14.
E-mail: Ekaterina0782@mail.ru

Nekrasova Ekaterina Vladimirovna, candidate of psychological sciences, assistant professor.
Address: Togliatti State University, 445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya Street, 14.
E-mail: Ekaterina0782@mail.ru

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ С ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ СТУДЕНТОВ
INTERRELATION OF VALUED ATTITUDE TO THE HEALTH AND PSYCHOEMOTIONAL STATE OF STUDENTS

Ключевые слова: ценностное отношение к здоровью; студенты вуза; психоэмоциональные состояния.
Keywords: valued attitude to the health; higher school students; psychoemotional states.

Аннотация. Статья посвящена итогам исследовательской работы по проблеме взаимосвязи ценностного отношения к здоровью с психоэмоциональным состоянием студентов вуза. В результате подтверждена гипотеза о наличии взаимосвязи между психоэмоциональным состоянием личности и ценностным отношением к здоровью. Необходимо создание психолого-педагогических условий регуляции психоэмоциональных состояний для формирования ценностного отношения к здоровью студентов.
Abstract. This article is dedicated to the results of a research project under the problem of the correlation between valued attitude to the health and psychoemotional states of higher school students. In result, the hypothesis on having the correlation between psychoemotional states of higher school students and valued attitude to the health has been confirmed. Creation of the psychological and pedagogical conditions directed to the regulation of psychoemotional states for forming of the valued attitude toward a health of students is necessary.

Плотникова Татьяна Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент.
Адрес: Тольяттинский государственный университет, Россия, г. Тольятти, ул. Фрунзе, 2Г.
E-mail: Plotnykova.psuchology@gmail.com

Plotnykova Tatiana Urievna, candidate of psychological sciences, associate professor.
Address: Togliatti State University, Russia, Togliatti, Frunze Street, 2G.
E-mail: Plotnykova.psuchology@gmail.com

 

К ВОПРОСУ О ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ВУЗЕ
CONCERNING REVIEWING ADVANCED PEDAGOGICAL EXPERIENCE AND USING IT WHEN TEACHING FOREIGN LANGUAGES AT UNIVERSITY

Ключевые слова: анатомо-физиологические особенности; прирожденные особенности; социокультурный феномен; постмиллениальная студенческая среда; информационная среда; культурно-образовательная среда; гуманизация образования; компетентностный подход; личностный подход.
Keywords: specific anatomic-physiological features; inborn features; socio-cultural phenomenon; postmillennial environment; informational space; cultural and educational environment; humanization of education; competence approach; personal approach.

Аннотация. В статье рассматриваются современные принципы и подходы, на которых строится высшее образование в России и в основу которых легли лучшие наработки отечественных педагогов.
Abstract. The article contains the overview of the modern principles and approaches underlying Russian system of higher education which are based on the results of advanced experience of Russian teachers.

Тихомирова Гертруда Ильинична, кандидат психологических наук, доцент кафедры иностранных языков.
Адрес: Новосибирский государственный университет экономики и управления, 630005, Россия, г. Новосибирск, ул. Ломоносова, 56.
E-mail: slyfox_ge@mail.ru

Tikhomirova Gertruda Ilinichna, candidate of psychological Sciences, associate Professor.
Address: Novosibirsk State University of Economics and Management, 630005, Russia, Novosibirsk, Lomonosov str., 56.
E-mail: slyfox_ge@mail.ru

 

ИСТОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ КАТЕГОРИИ «СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО»
HISTORICAL AND METHODOLOGICAL ANALYSIS OF SCIENTIFIC CATEGORY "SOCIOCULTURAL SPACE"

Ключевые слова: социокультурное пространство; социальное пространство; культурное пространство; габитус; монады; региональный подход; археологический подход; аксиологический подход.
Keywords: sociocultural space; social space; cultural space; habitus; monads; regional approach; archaeological approach; axiological approach.

Аннотация. В данной статье описывается процесс перехода к комбинированной парадигме «социокультурного», а также путь от изучения физических характеристик и свойств пространства к осознанию существования пространств иного толка (социального, культурного, социокультурного), отличных от географического. Научный интерес к изучению вышеперечисленных типов пространства  обозначился уже давно, но лишь на рубеже XIX–XX вв. это нашло отражение в различных концепциях и теориях. Однако, категория «социокультурное пространство» активно используется в научных работах и статьях современных авторов. Тем не менее, сегодня сложно найти удовлетворительное описание данного феномена. В связи с этим, в статье проводится анализ различных подходов к интерпретации данной научной категории, что позволяет сделать вывод о существовании проблемы неполноты описания обозначенного понятия, и, следовательно, о  необходимости применения междисциплинарного подхода к его изучению.
Abstract. This article describes the process of shifting towards the combined paradigm of “sociocultural”, from studying physical characteristics and qualities to becoming aware of the existence of other types of space (social, cultural, sociocultural), which are different from geographical one. Scientists have long been interested in studying the above mentioned types of space. And they have gradually shifted from just describing different characteristics of space. However, those types were paid due attention to only in the turn of the XX century when they were described in different theories and mentioned in different concepts. As for “sociocultural space” category, it started to be researched into not long ago. Nevertheless, despite the fact that the combination “sociocultural space” is widely used in many scientific papers and articles, there is no universal definition of this phenomenon. So, in this article different approaches to interpreting this scientific category are reviewed. Through careful analysis of these approaches we can conclude that there exists a problem of incomplete description of this notion and there is the need for applying the interdisciplinary approach in studying it.

Захарова Валерия Игоревна, аспирант.
Адрес: Новосибирский Государственный университет экономики и управления, Россия, 630099, г. Новосибирск, ул. Каменская, 56.
E-mail: Valery94@yandex.ru

Zakharova Valeriya Igorevna, postgraduate student.
Address: Novosibirsk State University of Economics and Management, Russia, 630099, Novosibirsk, Kamenskaya street, 56.
E-mail: Valery94@yandex.ru

 

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ НАСЕЛЕНИЯ В РАЗРЕЗЕ ПРАКТИК ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
SOCIAL PORTRAIT OF THE POPULATION IN THE SECTION OF THE PRACTICES OF A HEALTHY LIFESTYLE

Ключевые слова: социальный портрет; здоровье; здоровый образ жизни; физкультура; спортивные занятия.
Keywords: social portrait; health; healthy lifestyle; physical culture; sports activities.

Аннотация. В данной статье приводятся результаты социологического исследования, которые демонстрируют оценку населением состояния своего здоровья, раскрывают их повседневные практики по его поддержанию и физической активности.
Abstract.This article presents the results of a sociological study that demonstrates the population's assessment of their state of health, disclose their daily practices in maintaining it and physical activity.

Махиянова Алина Владимировна, доктор социологических наук, доцент.
Адрес: Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан, 420111, Россия, г. Казань, ул. Островского, 23.
E-mail: socavm@rambler.ru

Makhiyanova Alina Vladimirovna, Doctor of Sociology, Associate Professor.
Address: Center for Advanced Economic Research of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, 420111, Russia, Kazan, ul. Ostrovsky, 23.
E-mail: socavm@rambler.ru

 

ФЕНОМЕН GOOGLE В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ
THE GOOGLE PHENOMENON IN A GLOBAL WORLD

Ключевые слова: Google; информационные системы; глобализация; информационные технологии.
Keywords: Google; information systems; globalization; information technology.

Аннотация. Автор разбирает феномен Google, крупнейшей информационной системы в современном мире. Глобализация изменила мировой порядок, выдвинув на первый план в жизни человеческого сообщества информационные технологии и виртуализацию реальности. В статье предпринята попытка выявить степень влияния Google на образ жизни людей.
Abstract. The author analyzes the phenomenon of Google, the largest information system in the modern world. Globalization has changed the world order, putting information technologies and virtualization of reality on the forefront in the life of the human community. The article attempts to reveal the extent to which Google influences people's way of life.

Ханин Филипп Григорьевич, кандидат политических наук, доцент.
Адрес: Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная, 7-9.
E-mail: dr.phill-khanin@yandex.ru

Khanin Philip Grigorievich, PhD, Associate Professor.
Address: St. Petersburg state University, Russia, 199034, St. Petersburg, Universitetskaya Naberezhnaya, 7-9.
E-mail: dr.phill-khanin@yandex.ru

 

Image: