Научное отражение № 1 (23)_2021

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СМЫСЛОВОЙ ОСНОВЫ ПРАЗДНИКА «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА»
FORMATION IN SENIOR PRESCHOOLERS OF THE SENSE BASIS OF THE HOLIDAY OF THE DEFENDER OF THE FATHERLAND

Ключевые слова: дети дошкольного возраста; государственные праздники; патриотическое воспитание; дошкольная образовательная организация; знания о российской армии.
Keywords: preschool children; public holidays; patriotic education; preschool educational organization; knowledge about the Russian army.

Аннотация. В статье поднимается проблема формирования у старших дошкольников осознанного отношения к государственным праздникам, развития понимания смысловой основы праздника. Раскрываются теоретические положения формирования необходимых знаний у дошкольников для понимания сущности праздника Дня защитника Отечества, диагностические данные выявления представлений дошкольников о российской армии, содержание предварительной работы по формированию смысловой основы государственных праздников.
Abstract. The article raises the problem of forming a conscious attitude towards public holidays in senior preschoolers, developing an understanding of the semantic basis of the holiday. The article reveals the theoretical provisions for the formation of the necessary knowledge among preschoolers to understand the essence of the holiday of Defender of the Fatherland Day, diagnostic data for identifying the ideas of preschoolers about the Russian army, the content of preliminary work on the formation of the semantic basis of public holidays.

Аникина Оксана Александровна, воспитатель.
Адрес: Детский сад № 184 АНО ДО «Планета детства «Лада», Россия, г. Тольятти.
E-mail: dbv.anna1505@yandex.ru

Anikina Oksana Alexandrovna, educator.
Address: Kindergarten 184 of  Childhood Planet "Lada", Russia, Togliatti.
E-mail: dbv.anna1505@yandex.ru

Карпухина Юлия Игоревна, воспитатель.
Адрес: Детский сад № 184 АНО ДО «Планета детства «Лада», Россия, г. Тольятти.
E-mail: dbv.anna1505@yandex.ru

Karpukhina Yulija Igorevna, educator.
Address: Kindergarten 184 of Childhood Planet "Lada", Russia, Togliatti.
E-mail: dbv.anna1505@yandex.ru

Кузьмина Ольга Витальевна, воспитатель.
Адрес: Детский сад № 184 АНО ДО «Планета детства «Лада», Россия, г. Тольятти.
E-mail: dbv.anna1505@yandex.ru

Kuzmina Olga Vitaljevna, educator.
Address: Kindergarten 184 of Childhood Planet "Lada", Russia, Togliatti.
E-mail: dbv.anna1505@yandex.ru

Кузякова Светлана Юрьевна, воспитатель.
Адрес: Детский сад № 184 АНО ДО «Планета детства «Лада», Россия, г. Тольятти.
E-mail: dbv.anna1505@yandex.ru

Kuzyakova Svetlana Yurievna, educator.
Address: Kindergarten 184 of  Childhood Planet "Lada", Russia, Togliatti.
E-mail: dbv.anna1505@yandex.ru

 

ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИВЫЧКИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ
FOSTERING HEALTHY LIFESTYLE HABITS IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN THROUGH THE USE OF ELECTRONIC EDUCATIONAL ROUTES

Ключевые слова: здоровый образ жизни; электронный образовательный маршрут; форма обучения с использованием дистанционных образовательных технологий; дистанционный формат образования; мотивационно-целевой, содержательно-деятельностный, оценочно-рефлексивный этапы электронного образовательного маршрута.
Keywords: a healthy lifestyle; an electronic educational route; a form of education using distance educational technologies; a distance education format; motivational-target; content-activity; evaluative-reflexive stages of the electronic educational route.

Аннотация. В статье раскрывается актуальность предоставления детям качественного дошкольного образования в условиях дистанционного взаимодействия между педагогами дошкольной образовательной организации, воспитанниками и их родителями в ходе поэтапной реализации электронных образовательных маршрутов. На примере электронного образовательного маршрута по теме «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит!», направленного на формирование у детей представлений о пользе, видах и средствах закаливания, воспитание привычки к закаливанию, рассмотрен комплекс разнообразных форм работы с детьми и родителями в сети Интернет на мотивационно-целевом, содержательно-деятельностном и оценочно-рефлексивном этапах.
Abstract. The article reveals the relevance of providing children with high-quality preschool education in the context of distance interaction between teachers of the preschool educational organization, pupils and their parents in the course of the phased implementation of electronic educational routes. On the example of an electronic educational route on the topic «Who is friends with tempering, never grieve!», aimed at the forming children's ideas about the benefits, types and means of hardening, fostering the habit of hardening, a complex of various forms of work with children and parents on the Internet at the motivational-target, content-activity and evaluative-reflective stages is considered.

Анфисова Светлана Евгеньевна, старший преподаватель кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология».
Адрес: ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», Россия, г. Тольятти.
E-mail: Sanfisova@yandex.ru

Anfisova Svetlana Yevgenyevna, senior lecturer of the Chair of Pre-school Pedagogics, Applied Psychology.
Address: Togliatti State University, Russia, Togliatti.
E-mail: Sanfisova@yandex.ru

Семкина Светлана Ивановна, старший воспитатель.
Адрес: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 104 «Соловушка», Россия, г. Тольятти.
E-mail: semkinasveta@yandex.ru

Semkina Svetlana Ivanovna, senior educator.
Address: Kindergarten 104 «Nightingale», Russia, Togliatti.
E-mail: semkinasveta@yandex.ru

 

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6–7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОТНЫХ СЕВЕРА И ЛЕСОСТЕПИ ПОСРЕДСТВОМ МОДЕЛИРОВАНИЯ
FORMATION OF IDEAS ABOUT THE ANIMALS OF THE NORTH AND FOREST-STEPPE IN CHILDREN AGED 6–7 YEARS BY MEANS OF MODELING

Ключевые слова: эколого-географические представления детей старшего дошкольного возраста; климатические зоны; моделирование.
Keywords: ecological and geographical representations of children of senior preschool age; climatic zones; modeling.

Аннотация. В статье раскрывается опыт работы по формированию у детей 6–7 лет представлений о животных севера и лесостепи посредством моделирования. Для формирования у детей 6–7 лет представлений о животных севера и лесостепи посредством моделирования была разработана и апробирована соответствующая совместная деятельность.
Abstract. The article reveals the experience of working on the formation of children 6–7 years old ideas about the animals of the north and the forest-steppe through modeling. For the formation of children aged 6–7 years of ideas about the animals of the north and the forest-steppe through modeling, the corresponding joint activities were developed and tested.

Ёлшина Екатерина Юрьевна, воспитатель.
Адрес: Структурное подразделение МБУ СОШ № 89 детский сад «Радужка», Россия, г. Тольятти.

Yelshina Ekaterina Yuryevna, educator.
Address: Structural division of Secondary School 89 Kindergarten "Rainbow", Russia, Tolyatti.

Колесникова Татьяна Геннадиевна, воспитатель.
Адрес: Структурное подразделение МБУ СОШ № 89 детский сад «Радужка», Россия, г. Тольятти.

Kolesnikova Tatyana Gennadievna, educator.
Address: Structural division of Secondary School 89 Kindergarten "Rainbow", Russia, Tolyatti.

Черенкова Екатерина Геннадьевна, воспитатель.
Адрес: Структурное подразделение МБУ СОШ № 89 детский сад «Радужка», Россия, г. Тольятти.

Cherenkova Ekaterina Gennadievna, educator.
Address: Structural division of Secondary School 89 Kindergarten "Rainbow", Russia, Tolyatti.

Кучева Валерия Сергеевна, воспитатель.
Адрес: Структурное подразделение МБУ СОШ № 89 детский сад «Радужка», Россия, г. Тольятти.

Kucheva Valeria Sergeevna, educator.
Address: Structural division of Secondary School 89 Kindergarten "Rainbow", Russia, Tolyatti.

 

НАВЫКИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ОСОЗНАННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЯЗЫКА ДЕТЬМИ 5–6 ЛЕТ
EXPRESSIVE READING SKILLS AS AN INDICATOR OF CONSCIOUS LANGUAGE USE BY CHILDREN AGED 5–6 YEARS

Ключевые слова: речевое развитие; психолого-педагогические условия; выразительность речи; интонация; высота и сила голоса; темп речи; смысловые и логические ударения в тексте.
Keywords: speech development; psychological and pedagogical conditions; expressiveness of speech; intonation; pitch and strength of voice; tempo of speech; semantic and logical accents in the text.

Аннотация. В данной статье рассмотрены современные подходы к навыкам выразительного чтения как показателям самостоятельного и осознанного использования языка детьми 5–6 лет.
Abstract. This article examines modern approaches to expressive reading skills as indicators of independent and conscious use of language by children aged 5-6 years

Клочкова Галина Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент.
Адрес: Тольяттинский государственный университет, Россия, г. Тольятти.
E-mail: gal.klochkowa@yandex.ru

Klochkova Galina Mikhailovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor.
Address: Togliatti State University, Russia, Togliatti.
E-mail: gal.klochkowa@yandex.ru

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ 6–7 ЛЕТ
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF SONG CREATIVITY OF CHILDREN 6–7 YEARS OLD

Ключевые слова: психолого-педагогические условия; творческое развитие; песенное творчество; дошкольный возраст.
Keywords: psychological and pedagogical conditions; creative development; songwriting; preschool age.

Аннотация. В данной статье представлены результаты исследования развития песенного творчества детей 6–7 лет. Песенная деятельность занимает особое место в музыкальной деятельности, наиболее полно раскрывает потребности детей в самопроявлении. Однако развивающий потенциал песенного творчества недооценивается в дошкольных образовательных организациях. В статье раскрыты апробированные психолого-педагогические условия развития песенного творчества детей 6–7 лет: учет песенных предпочтений, интересов и уровня развития песенного творчества детей; создание эмоционально положительного фона в группе ДОО посредством использования специально отобранного песенного материала в образовательном процессе; организация музыкально-развивающей среды в группах ДОО; интеграция песенной деятельности с другими видами детской деятельности (театрализованной игрой, изобразительной деятельностью).
Abstract. This article presents the results of a study of the development of songwriting in children aged 6-7 years. Song activity takes a special place in musical activity, it most fully reveals the needs of children in self-manifestation. However, the developmental potential of songwriting is underestimated in preschool educational organizations. The article reveals the approved psychological and pedagogical conditions for the development of songwriting in children of 6-7 years old: taking into account song preferences, interests and the level of development of children's songwriting; creating an emotionally positive background in kindergarten through the use of specially selected song material in the educational process; organization of musical developmental environment in kindergarten; integration of song activities with other types of children's activities (theatrical play, visual activity).

Козлова Анна Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология».
Адрес: Тольяттинский государственный университет, Россия, г. Тольятти.
E-mail: kuzinaaa@mail.ru

Kozlova Anna Yuryevna, candidate of pedagogical sciences, assistant professor of Social Preschool pedagogy, applied psychology.
Address: Togliatti State University, Russia, Togliatti.
E-mail: kuzinaaa@mail.ru

Пожидаева Ольга Игоревна, студент.
Адрес: Тольяттинский государственный университет, Россия, г. Тольятти.

Pozhidaeva Olga Igorevna, student.
Address: Togliatti State University, Russia, Togliatti.

 

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ КОММУНИКАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ЦЕНТРА ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ
STUDY OF THE LEVEL OF COMMUNICATIVE AND MANAGERIAL COMPETENCE AMONG STUDENTS OF THE CENTER FOR TRAINING AND ADVANCED TRAINING OF PERSONNEL

Ключевые слова: коммуникативно-управленческая компетентность специалиста; педагогическая рефлексия; коммуникабельность; креативность; стрессоустойчивость; эмпатия.
Keywords: communicative and managerial competence of a specialist; pedagogical reflection; sociability; creativity; stress resistance; empathy.

Аннотация. В данной статье описывается опыт диагностики сформированности компонентов коммуникативно-управленческой компетентности у студентов центра подготовки и повышения квалификации кадров. Коммуникативно-управленческая компетентность рассмотрена с точки зрения требований современного рынка труда. Результаты изучения уровней сформированности знаний, навыков, умений и качеств личности доказывает необходимость поиска новых эффективных методов развития коммуникативно-управленческой компетентности современного специалиста.
Abstract. This article describes the experience of diagnosing the formation of the components of communicative and managerial competence among students of the center for training and advanced training of personnel. Communicative and managerial competence is considered from the point of view of the requirements of the modern labor market. The results of studying the levels of formation of knowledge, skills, abilities and personality traits prove the need to search for new effective methods of developing the communicative and managerial competence of a modern specialist.

Лященко Светлана Михайловна, кандидат педагогических наук, директор.
Адрес: ГКУ СО «Тольяттинский социальный приют для детей и подростков «Дельфин», Россия, г. Тольятти.
E-mail: 34-50-95@bk.ru

Lyashchenko Svetlana Michailovna, Candidate of Pedagogic Sciences, Director.
Address: Togliatti social shelter for children and adolescents "Dolphin", Russia, Togliatti.
E-mail: 34-50-95@bk.ru

Петренко Юлия Владимировна, студент магистратуры кафедры педагогики и методик преподавания.
Адрес: Тольяттинский государственный университет, Россия, г. Тольятти.
E-mail: provehito-in-altum@mail.ru

Petrenko Yulia Vladimirovna, graduate student of Pedagogy and Teaching Methods.
Address: Togliatti State University, Russia, Togliatti.
E-mail: provehito-in-altum@mail.ru

 

ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
STUDY OF THE STATE OF SELF-IMAGE IN OLDER PRESCHOOLERS

Ключевые слова: старшие дошкольники; представления о себе; социальное развитие; изучение представлений о себе у дошкольников.
Keywords: senior preschoolers; self-image; social development; study of self-image in preschoolers.

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития у дошкольников представлений о себе и анализу актуального уровня представлений о себе у современных детей. Описываются полученные результаты диагностики представлений о себе: раскрываются критерии, диагностическое содержание и констатируются получение факты.
Abstract. The article is devoted to the problem of the development of preschool children's self-image and the analysis of the current level of self-image in modern children. The results of self-image diagnostics are described: the criteria, diagnostic content are revealed, and the relevant facts are stated.

Миронова Ирина Владимировна, руководитель.
Адрес: Структурное подразделение ГБОУ СОШ с. Русская Борковка детский сад «Кораблик», Россия, с. Русская Борковка Самарской области.

Mironova Irina Vladimirovna, head.
Address: Structural division of Russian Borkovka village Secondary School Kindergarten "Little ship", Russia, Russian Borkovka village of Samara region.

Калугина Елена Федоровна, воспитатель.
Адрес: Структурное подразделение ГБОУ СОШ с. Русская Борковка детский сад «Кораблик», Россия, с. Русская Борковка Самарской области.

Kalugina Elena Fedorovna, educator.
Address: Structural division of Russian Borkovka village Secondary School Kindergarten "Little ship", Russia, Russian Borkovka village of Samara region.

Алиева Оксана Бадировна, воспитатель.
Адрес: Структурное подразделение ГБОУ СОШ с. Русская Борковка детский сад «Кораблик», Россия, с. Русская Борковка Самарской области.

Alieva Oksana Badirovna, educator.
Address: Structural division of Russian Borkovka village Secondary School Kindergarten "Little ship", Russia, Russian Borkovka village of Samara region.

Фошина Елена Николаевна, воспитатель.
Адрес: Структурное подразделение ГБОУ СОШ с. Русская Борковка детский сад «Кораблик», Россия, с. Русская Борковка Самарской области.

Foshina Elena Nikolaevna, educator.
Address: Structural division of Russian Borkovka village Secondary School Kindergarten "Little ship", Russia, Russian Borkovka village of Samara region.

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ МИССИИ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
INNOVATIVE FORMS OF WORK AS A FACTOR OF THE MISSION IMPLEMENTATION OF THE SUPPLEMENTARY EDUCATION SYSTEM IN MODERN SOCIETY

Ключевые слова: современный педагог; воспитание; дополнительное образование; социальные проекты; общественные объединения; инновационные формы.
Keywords: modern teacher; education; additional education; social projects; public associations; innovative forms.

Аннотация. В статье раскрывается сущность инновационной деятельности в области дополнительного образования детей. Рассматриваются некоторые инновационные формы в пространстве работы педагога учреждения дополнительного образования.
Abstract. The article reveals the essence of innovative activity in the field of additional education of children. Some innovative forms in the work space of the teacher of the institution of additional education are considered.

Муравьева Людмила Александровна, кандидат педагогических наук, директор.
Адрес: Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Диалог» городского округа Тольятти, Россия, г. Тольятти.
E-mail: dimotol@inbox.ru

Muravyova Lyudmila Aleksandrovna, candidate of pedagogic Sciences, Director.
Address: Municipal Budgetary Educational Institution of Additional Education "Dialog" of the Togliatti city district, Russia, Togliatti.
E-mail: dimotol@inbox.ru

Бурмистрова Василина Васильевна, педагог-организатор.
Адрес: Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Диалог» городского округа Тольятти, Россия, г. Тольятти.
E-mail: dimotol@inbox.ru

Burmistrova Vasilina Vasilievna, organizer teacher.
Address: Municipal Budgetary Educational Institution of Additional Education "Dialog" of the Togliatti city district, Russia, Togliatti.
E-mail: dimotol@inbox.ru

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ
ON THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF FORMING THE ABILITY TO SOLVE PROBLEMS

Ключевые слова: начальная школа; математика; информационные технологии; текстовая задача; методические принципы.
Keywords: primary school; mathematics; information technologies; text problem; methodological principles.

Аннотация. В данной статье рассматриваются положительные стороны, принципы эффективного использования информационных технологий, а также психолого-педагогические особенности их применения в процессе формирования умения решать текстовые задачи в начальной школе.
Abstract. This article discusses the positive aspects, the principles of effective use of information technologies, as well as the psychological and pedagogical features of their application in the process of forming the ability to solve word problems in primary school.

Польшакова Анна Александровна, студентка.
Адрес: Ставропольский государственный педагогический институт, Россия, г. Ставрополь.
E-mail: anna_ribitan@mail.ru

Polshakova Anna Alexandrovna, student.
Address: Stavropol state pedagogical Institute, Russia, Stavropol.
E-mail: anna_ribitan@mail.ru

Киричек Ксения Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры математики, информатики и цифровых образовательных технологий.
Адрес: Ставропольский государственный педагогический институт, Россия, г. Ставрополь.
E-mail: KirichekKA@mail.ru

Kirichek Ksenia Aleksandrovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, associate Professor of the Department of mathematics, computer science and digital educational technologies.
Address: Stavropol state pedagogical Institute, Russia, Stavropol.
E-mail: KirichekKA@mail.ru

 

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6–7 ЛЕТ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
FORMATION OF SPATIAL AND TEMPORAL REPRESENTATIONS IN CHILDREN AGED 6–7 YEARS

Ключевые слова: познавательное развитие ребенка; старший дошкольный возраст; пространственно-временные представления.
Keywords: cognitive development of a child; senior preschool age; spatial and temporal representations.

Аннотация. В статье раскрывается анализ психолого-педагогических исследований по формированию пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Abstract. The article reveals the analysis of psychological and pedagogical research on the formation of spatial and temporal representations in children of older preschool age.

Романова Вера Анатольевна, воспитатель.
Адрес: Детский сад № 146 «Калинка» АНО ДО «Планета детства «Лада», Россия, г. Тольятти.

Romanova Vera Anatolyevna, educator.
Address: Kindergarten 146 of Childhood Planet "Lada", Russia, Togliatti.

Ольховая Татьяна Ивановна, воспитатель высшей категории.
Адрес: Детский сад № 146 «Калинка» АНО ДО «Планета детства «Лада», Россия, г. Тольятти.

Olkhovaya Tatyana Ivanovna, educator of the highest category.
Address: Kindergarten 146 of Childhood Planet "Lada", Russia, Togliatti.

Хохлова Анна Олеговна, воспитатель.
Адрес: Детский сад № 146 «Калинка» АНО ДО «Планета детства «Лада», Россия, г. Тольятти.

Khokhlova Anna Olegovna, educator.
Address: Kindergarten 146 of Childhood Planet "Lada", Russia, Togliatti.

Личаева Алина Михайловна, воспитатель.
Адрес: Детский сад № 146 «Калинка» АНО ДО «Планета детства «Лада», Россия, г. Тольятти.

Lichaeva Alina Mikhailovna, educator.
Address: Kindergarten 146 of Childhood Planet "Lada", Russia, Togliatti.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMING THE READINESS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHERS FOR USE DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Ключевые слова: современные информационные технологии; иностранный язык; дистанционное обучение (ДО).
Keywords: modern information technologies; foreign language; distance learning (DL).

Аннотация. В данной статье рассматривается понятие и педагогические условия формирования готовности педагогов иностранного языка к использованию дистанционных образовательных технологий.
Abstract. This article examines the concept and pedagogical readiness of teachers of a foreign language to use distance learning technologies.

Сидоркина Наталья Владимировна, старший преподаватель кафедры теории и методики преподавания иностранных языков и культур.
Адрес: Тольяттинский государственный университет, Россия, г. Тольятти.

Sidorkina Natalia Vladimirovna, Senior Lecturer, Department of Theory and Methodology of Teaching Foreign Languages and Cultures.
Address: Togliatti State University, Togliatti, Russia.

Сидоркин Константин Александрович, старший преподаватель кафедры теории и методики преподавания иностранных языков и культур.
Адрес: Тольяттинский государственный университет, Россия, г. Тольятти.

Sidorkin Konstantin Alexandrovich, Senior Lecturer, Department of Theory and Methodology of Teaching Foreign Languages and Cultures.
Address: Togliatti State University, Togliatti, Russia.

 

КЛУБ КАК ИНТЕГРИРОВАННАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ «ПЕДАГОГ – РЕБЕНОК – РОДИТЕЛЬ»
CLUB AS AN INTEGRATED FORM OF JOINT ORGANIZATION IN THE "TEACHER-CHILD-PARENT" SYSTEM

Ключевые слова: клуб; интегрированная форма работы; система «педагог – ребенок – родитель».
Keywords: club; integrated form of work; "teacher – child – parent" system.

Аннотация. В статье раскрывается методика организации клуба как интегрированной формы организации совместной деятельности в системе «педагог – ребенок – родитель».
Abstract. The article reveals the methodology of organizing a club as an integrated form of organizing joint activities in the "teacher – child – parent" system.

Сидякина Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология».
Адрес: Тольяттинский государственный университет, Россия, г. Тольятти.
E-mail: lk2890@mail.ru

Sidakina Elena Anatolievna, candidate of pedagogical sciences, assistant professor of Social Preschool pedagogy, applied psychology.
Address: Togliatti State University, Russia, Togliatti.
E-mail: lk2890@mail.ru

 

ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОТНЫХ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ В АСПЕКТЕ ЗНАКОМСТВА С РОДНЫМ КРАЕМ
FORMATION IN SENIOR PRESCHOOLERS OF ANIMALS OF THE NATIVE LAND IN THE ASPECT OF DATING WITH THE NATIVE LAND

Ключевые слова: старший дошкольный возраст; экологическое воспитание дошкольников; формирование у детей представлений о животных; знакомство дошкольников с природой родного края.
Keywords: senior preschool age; ecological education of preschool children; formation of children's ideas about animals; acquaintance of preschool children with the nature of their native land.

Аннотация. В статье представлен опыт работы по решению задач регионального компонента образовательной программы дошкольного образования. Раскрывается содержание и логика образовательного процесса по формированию у старших дошкольников представлений о животных родного края на примере Самарской луки. Представлены результаты выявления уровня сформированности у старших дошкольников представлений о животных родного края.
Abstract. The article presents the experience in solving the problems of the regional component of the educational program of preschool education. The content and logic of the educational process on the formation of older preschoolers' ideas about the animals of their native land on the example of the Samara bow is revealed. The results of identifying the level of formation of older preschoolers' ideas about the animals of their native land are presented.

Софинская Юлия Алексеевна, воспитатель.
Адрес: Детский сад № 150 «Брусничка» АНО ДО «Планета детства «Лада», Россия, г. Тольятти.

Sofinskaya Yulia Alekseevna, teacher.
Address: Kindergarten 146 of Childhood Planet "Lada", Russia, Togliatti.

Фролова Екатерина Владимировна, воспитатель.
Адрес: Детский сад № 150 «Брусничка» АНО ДО «Планета детства «Лада», Россия, г. Тольятти.

Frolova Ekaterina Vladimirovna, teacher.
Address: Kindergarten 146 of Childhood Planet "Lada", Russia, Togliatti.

 

РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES IN PRESCHOOL CHILDREN IN THE PROCESS OF IMAGING ACTIVITIES

Ключевые слова: творческие способности дошкольников; изобразительная деятельность; детское творчество; нетрадиционные техники рисования; творческая личность.
Keywords: creative abilities of preschoolers; visual activity; children's creativity; non-traditional drawing techniques; creative personality.

Аннотация. Современные социально-экономические процессы, происходящие в России, оказывают существенное влияние на формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед образовательной системой встает задача развития у подрастающего поколения творческих способностей.

В статье представлено обоснование того, что изобразительная деятельность, в частности детское рисование, заключает в себе большой потенциал для развития у дошкольников творческих способностей.

Abstract. Modern socio-economic processes taking place both in Russia and around the world have a significant impact on the formation of a creatively active person who has the ability to effectively and unconventionally solve new life problems. In this regard, the educational system faces the task of developing the creative abilities of the younger generation.

The article provides a justification for the fact that visual activity, in particular children's drawing, contains a great potential for the development of creative abilities in preschoolers.

Ценёва Марина Анатольевна, старший преподаватель кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология».
Адрес: Тольяттинский государственный университет, Россия, г. Тольятти.
E-mail: marina.tseneva@yandex.ru

Tseneva Marina Anatolievna, senior lecturer of the Department of Preschool pedagogy, applied psychology.
Address: Togliatti State University, Russia, Tolyatti.
E-mail: marina.tseneva@yandex.ru

 

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ В ВОЕННОМ ВУЗЕ
VISUALIZATION OF EDUCATIONAL MATERIAL IN THE PROCESS OF TEACHING CHEMISTRY AT A MILITARY UNIVERSITY

Ключевые слова: военный вуз; обучение химии; визуализация; информационные технологии
Keywords: military university; chemistry training; visualization; information technology.

Аннотация. В статье рассматривается проблема визуализации и структурирования учебного материала в процессе обучения химии в военном вузе с использованием современных средств информационных технологий. Обоснована актуальность использования разнообразных средств визуализации учебной информации в процессе обучения химии в условиях образовательной среды военного вуза. Описаны методические и психолого-педагогические аспекты применения различных способов визуализации, разработанных посредством современных информационных технологий. Сделан акцент на приоритетных формах организации учебно-познавательной деятельности обучающихся военных вузов при освоении химической науки, в рамках которых средства визуализации учебной информации максимально эффективно способствуют формированию устойчивой системы знаний, показана возможность интеграции визуализации учебной информации как элемента информационно-коммуникативных технологий и традиционных методов обучения в образовательном процессе военного вуза в соответствии с дидактическими задачами курса химии.

Abstract. The article deals with the problem of visualization and structuring of educational material in the process of teaching chemistry in a military university using modern information technology tools. The relevance of using various means of visualization of educational information in the process of teaching chemistry in the educational environment of a military university is justified. The methodological and psychological-pedagogical aspects of the application of various visualization methods developed through modern information technologies are described. The emphasis is placed on the priority forms of organization of educational and cognitive activities of students of military universities in the development of chemical science, in which the means of visualization of educational information most effectively contribute to the formation of a stable knowledge system, the possibility of integrating visualization of educational information as an element of information and communication technologies and traditional teaching methods in the educational process of a military university in accordance with the didactic objectives of the chemistry course is shown.

Шлякова Елена Валериевна, кандидат технических наук, доцент.
Адрес: Омский автобронетанковый инженерный институт, Россия, г. Омск.
E-mail: elena6500462@yandex.ru

Shlyakova Elena Valerievna, candidate of technical Sciences, associate Professor.
Address: Omsk tank-automotive engineering Institute, Russia, Omsk.
E-mail: elena6500462@yandex.ru

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ
THE CORRELATIONS BETWEEN PSYCHOLOGICAL WELL-BEING AND THE COGNITIVE SPHERE

Ключевые слова: психологическое благополучие; критическое мышление; интеллект; эмоциональный интеллект; гуманистическая психология; концепция здоровья.
Keywords: psychological well-being; critical thinking; intelligence; emotional intelligence; humanistic psychology; health concept.

Аннотация. В данной статье производится анализ взаимосвязи когнитивной сферы человека: общего, эмоционального, критического интеллекта – с психологическим благополучием. Психологическое благополучие является интегративным феноменом, оказывающим влияние на различные параметры жизни человека и его успешность в деятельности. Предполагается, что когнитивная сфера влияет на оценку индивидом внешнего мира и самого себя, а значит, взаимосвязана с итоговой интегративной характеристикой – благополучием. Изучению этой взаимосвязи посвящено данное исследование.

Впоследствии на основе полученных эмпирических данных рассматривается гипотеза о том, что критическое мышление при низком уровне благополучия становится механизмом защиты от внешних взаимодействий, критической позицией. Поэтому повышение уровня благополучия, в одном из его вариантов, возможно за счет формирования адекватных навыков критического мышления и ухода от критической позиции.

Abstract. This article analyzes the relationship between the cognitive sphere of a person: general, emotional, critical intelligence, and psychological well-being. Psychological well-being is an integrative phenomenon that affects various parameters of a person's life and his success in activity. It is assumed that the cognitive sphere affects the individual's assessment of the external world and himself, and therefore is interrelated with the final integrative characteristic – well-being. This article is devoted to the study of this relationship. Subsequently, on the basis of the obtained empirical data, the hypothesis is considered that critical thinking with a low level of well-being becomes a mechanism of protection from external interactions, a critical position. Therefore, increasing the level of well-being, in one of its variants, is possible due to the formation of adequate critical thinking skills and avoiding a critical position.

Луцик Максим Юрьевич, аспирант факультета психологии.
Адрес: Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, г. Санкт-Петербург.
E-mail: maxll71@yandex.ru

Lutsik Maksim Yurievich, postgraduate student of Psychology Faculty.
Address: St. Petersburg State University, Russia, St. Petersburg.
E-mail: maxll71@yandex.ru

Дронго Анна Владимировна, студент факультета психологии.
Адрес: Пермский государственный национальный исследовательский университет, Россия, г. Пермь.
E-mail: annadr99@mail.ru

Drongo Anna Vladimirovna, student of Psychology Department.
Address: Perm State National Research University, Russia, Perm.
E-mail: annadr99@mail.ru

 

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ 6–7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
MODERN TECHNOLOGIES AND MEANS OF FORMING INTERPERSONAL SKILLS IN CHILDREN 6–7 YEARS OLD WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH

Ключевые слова: навыки межличностного общения; общее недоразвитие речи; социализация; современные образовательные технологии.
Keywords: interpersonal skills; general underdevelopment of speech; socialization; modern educational technologies.

Аннотация. Полноценная социализация воспитанников с общим недоразвитием речи возможна, если сформировано умение налаживать контакты с окружающими сверстниками и взрослыми. В статье приведены примеры применения современных психолого-педагогических технологий, обеспечивающих формирование навыков межличностного общения у детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи.
Abstract. Full-fledged socialization of pupils with general underdevelopment of speech is possible if the ability to establish contacts with surrounding peers and adults is formed. The article provides examples of the use of modern psychological and pedagogical technologies that provide the formation of interpersonal skills in children of 6–7 years old with general underdevelopment of speech.

Плотникова Татьяна Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент.
Адрес: Тольяттинский государственный университет, Россия, г. Тольятти.
E-mail: mysina83@mail.ru

Plotnykova Tatiana Urievna, candidate of psychological sciences, associate professor.
Address: Togliatti State University, Russia, Togliatti.
E-mail: mysina83@mail.ru

 

СОЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ АНАРХИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ: АНАЛИЗ КЕЙСА НА ПРИМЕРЕ АРХЕОЛОГИИ
SOCIAL THEORY OF ANARCHISM IN MODERN SCIENCE: ANALYSIS OF CASE ON THE EXAMPLE OF ARCHEOLOGY

Ключевые слова: методология науки; социология науки; теории анархизма; теории социальной антропологии; социальные основы археологии; социология археологии.
Keywords: methodology; sociology of science; anarchist theories; social anthropology; social basis of archeology; sociology of archeology.

Аннотация. Сегодня ученый мир находится на своеобразном методологическом перепутье: научный дискурс формируется и относительно парадигм, и относительно возможности использования потенциала новых философских оснований для развития методологии. Примером такого наблюдения может послужить кейс, изложенный в статье. Авторы сосредотачивают свое внимание на возможных изменениях, происходящих в социальных науках, для чего используют в качестве примера аналитический разбор вводной статьи сборника «Анархия и археология» Л. Борка и М. Сэнгера.
Abstract. Nowadays the scientific world is at a kind of methodological crossroads: scientific discourse is being formed both in relation to paradigms and in relation to the possibility of using the potential of new philosophical foundations for the development of methodology. An example of such an observation is the case presented in the article. The authors focus their attention on the possible changes taking place in the social sciences, for which they use as an example the analysis of the article of the collection “Anarchism and Archeology” by L. Borck and M. Sanger.

Волков Дмитрий Константинович, психолог, бизнес-консультант, главный технолог.
Адрес: “IntEmo Systems”, Россия, г. Саратов.
E-mail: psyho.dmitry@gmail.com

Volkov Dmitry Konstantinovich, psychologist, business consultant, chief technologist.
Address: “IntEmo Systems”, Russia, Saratov.
E-mail: psyho.dmitry@gmail.com

Масычев Павел Владимирович, кандидат социологических наук, психолог, ведущий эксперт.
Адрес: АО “Альянс консалтинг”, г. Москва.
E-mail: pv.masychev@gmail.com

Masychev Pavel Vladimirovich, candidate of sociological sciences, psychologist, leading expert.
Address: “Alliance Consulting”, Russia, Moscow.
E-mail: pv.masychev@gmail.com

 

 

 

 

 

Image: 
Выпуск: